С начала такта сжатия давление в цилинлре КС начинает возрастать.
К концу такта сжатия давление достигает своего предела в невоспламенённом состоянии.
В начале рабочего хода давление и температура в цилиндре резко возрастают и к концу рабочего хода резко падает.
Эти процессы с резким поднятием давления происходят вблизи вмт.
В тот момент, когда поршень находится в вмт основную нагрузку испытывает шатун и пара трения шейка-вкладыш.
А Теперь прикиньте кинематику движения поршня вверх при возрастании давления (сжатие) и далее движение вниз при прохождении вмт (начало рабочего хода - горение смеси).

Примерно так пераспределяется давление в "околоВМТшном" пространстве.
Поэтому если промерить цилиндр выяснится что в верхней части образуется эллипс, который прогрессирует в дальнейшем.
Я это вижу как-то так...
Может и сумбурно...