http://adt.by/gazeta/290/16/?y=2002
Говоря о периферийных устройствах кулачковых коробок, стоит вспомнить о системе, разработанной нашей фирмой «Спортмобиль» совместно с «Ralliart», которая позволяет переключаться «вниз» без перегазовки. Подобные устройства давно известны в мотоспорте как скоростные переключатели. В них сенсор движения рычага связан с электронным блоком зажигания. Движение «кочергой» – и на мгновение переключения (фиксированный промежуток в 0,2 с) опережение зажиганием резко увеличивается (в некоторых системах – зажигание выключается вовсе). В результате обороты мотора падают, что и требуется для быстрого переключения без выжима сцепления.
Но то в мотоциклах. Создатели же SGSM (так называется разработка «Спортмобиля») сделали все значительно эффективнее, связав сенсоры не только с зажиганием, но и с впрыском. Таким образом, двигатель сам делает перегазовку без участия водителя, которому остается вовремя воткнуть передачу. Цена такой конструкции, приемлемая лишь для владельцев «Lancer Evo», сдерживает ее распространение. Возможно, пока. Скоростные переключатели, бывшие еще недавно атрибутом исключительно мото-Гран-При, сейчас доступны любому гонщику-любителю и большинству стритфайтеров. Надо думать, нечто подобное скоро произойдет и в автомобильном мире.
Системы, подобные SGSM, - шаг в сторону полуавтоматических коробок. Но они, как и «автоматы» и прочие вариаторы, тюнингу пока не подвергаются, а значит, выходят за рамки нашего журнала.